ben_aryeh (ben_aryeh) wrote,
ben_aryeh
ben_aryeh

Categories:

О религиозных различиях и противоречиях внутри религиозного сионизма

Стимулом для написания этого поста, был пост Софи Рон Мория "о религиозных различиях и противоречиях внутри религиозного сионизма"
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=144631143261914&id=100031450873777
Пост любопытный, но очень длинный и очень тенденциозный. Я постараюсь покороче. Но приходится начать с истории. В пригороде Пинска Карлине в 1839 году родился Ицхок-Яков Рейнес. Учился в йешивах Ейшишек и Воложина, где получил смиху. Раввин в Шавкянах и в Свенцянах (Литва). В 1905 году основал йешиву в Лиде (Белоруссия). В программу обучения в иешиве, помимо религиозных дисциплин, было включено преподавание иврита, общеобразовательных предметов в рамках программы уездного училища и основ коммерции. Рейнес отстаивал точку зрения, что знание языка страны проживания и математики обязательно; он также выступал за получение общего образования еврейскими девушками.


Рейнес инициировал созыв в Вильне раввинской конференции, на которой было принято решение о создании религиозной фракции «Мизрахи» в составе Всемирной сионистской организации. В 1904 году в Пресбурге на учредительном съезде движения «Мизрахи» Рейнес был провозглашён его лидером. Идея движения «Мизрахи» состояла в приближении к внешнему миру – иудаизм частное дело индивидуума, и, разумеется, противостояние антисемитизму. Не удивительно, что Рейнес в 1903 году поддержал план Уганды. Рейнес предпочитал решать непосредственные практические задачи (вывод евреев из галута), а не развивать религиозное учение о роли сионизма в конечных судьбах еврейского народа и всего мира - в духе идеолога религиозного сионизма Авраама Ицхака Кука.

После 10-го сионистского конгресса в 1911 году часть членов движения «Мизрахи» покинула Всемирную сионистскую организацию. Рейнес, однако, не одобрил этого раскола, и верная ему часть «Мизрахи» продолжала сотрудничать со светскими сионистами до его смерти в 1915 году. «Мизрахи» была первой официальной религиозной сионистской партией, которая основала Министерство по делам религий Израиля.

Рав Авраам Ицхак Кук (1865, Грива, ныне Даугавпилс — 1935, Иерусалим) полемизировал с деятелями движения Мизрахи. На основе своих идей попытался создать движение Дегель Йерушалаим, но движение не получило распространения. Последователи раввина Кука в конечном итоге примкнули к движению Мизрахи, став в нём наиболее влиятельным течением.


Одним из них был рав Моше Цви Нерия ( 1913 - 1995), глава молодежной организации Бней Акива движения Мизрахи, изобретатель вязаных кип. Он провозгласил мессианскую идеологию рава Кука официальной идеологией движения. Пока атеистическое руководство нового Государства Израиль придерживалось национальной идеи, для Мизрахи и его наследников не было особых проблем. Но после 67 года, политика властей обожаемого государства стала все сильнее расходиться с принципами "начала роста Избавления нашего " и "Машиаха Бен-Иосефа ". Остались конформизм и оппортунизм либеральных "мизрошников ". Естественно было, что от них постепенно начали отделяться те, кто "не понимал ЧТО к ЧЕМУ, а воспринимал все всерьез ".


Принципиальные различия между направлениями религиозного сионизма проявляются не в образе жизни (тем более, что выявить эти проявления в образе жизни на индивидуальном уровне более чем затруднительно), а носят общественно-политический характер.

Для иллюстрации приведем некоторые постановления авторитетнейшего раввина хардального (торанического) направления рава Дова Лиора ШЛИТ"А. Бывшего Главного раввина Кирьят – Арбы – Хеврона и Главы йешивы Нир ( ушел на пенсию в возрасте 80 лет).




Рав Лиор:
- в числе тех, кто поддерживает восхождение на Храмовую гору в наши дни, и сам поднимался на нее несколько раз.
- требует использовать голубую нить в цицит.
- учит, что горячий шоколад надо благословлять: "Творящий плод дерева ".
- облегчает использование ашкеназами в Песах некоторых продуктов из китниет.
- разрешил скачивать файлы из Интернета (только для личных нужд), они рассматриваются как бесхозные, их владельцы отчаялись перекрыть их использование посторонними.
- разрешил бриться в Холь аМоэд Суккот тем, кто бреется каждый день.
- в ответе на один из вопросов, сказал, что склонен допустить поездки в Субботу, при условии, что водитель нееврей, чтобы предотвратить крещение евреев.

Рав Лиор поддерживает трансфер арабов из Иудеи и Самарии.
После теракта в йешиве Мерказ аРав в марте 2008, он сказал, что цель террористов – уничтожение Государства Израиль и их война имеет характер религиозной. Ненависть арабов к Государству Израиль подобна ненависти нацистов. Он сказал: " У всякого, кто хочет сокрушить и уничтожить народ Израиля, есть статус Амалека, в полном смысле ". По его словам, призыв к мщению естественен, но мстить должен весь народ, правительство.
В сентябре 2010, после теракта, в котором погибли 4 жителя Бейт Хагая, он сказал: "Если арабский враг понимает только язык силы, то не будет мира. Нет мира и не будет мира. Нет тут места для врага, продолжающего проливать еврейскую кровь, в нашей Святой Земле "
Во время от отступления из Синая в 1982 году, вследствие договора о мире между Израилем и Египтом, он временно перевел свою йешиву в Ямит. Во времена протеста против программы размежевания поддержал перекрытие дорог, как протест против этой программы. Также поддержал отказ от выполнения приказа, в случае когда у солдата требуют выселять поселения, в частности, во время размежевания. Перед реализацией программы размежевания перевел свою йешиву в Се Нур и руководил борьбой против выселения на месте, с учетом не нанесения физического ущерба солдатам и полицейским.
Разрешил родителям Шалхевет Пас, которая была убита выстрелом снайпера, отсрочить погребение с целью давления на армию, чтобы та заняла высоту Абу Снена (с которой был произведен обстрел)
Выступил против раввинов, которые призывали не читать Аллель в День Независимости из-за плана размежевания,заявляя, Государство Израиль обладает святостью вне связи с действиями его руководства.
При этом, он предлагал изменить текст молитвы за мир государству, которую произносят в синагогах удалив предложение "И пошли свет Твой и правду Твою его главам, министрам и советникам"
"Нельзя спасать жизнь одного еврея, ставя под почти явную угрозу огромное общество", - заявлял рав Дов Лиор. Из всех раввинов, пользующихся большим авторитетом, рав Дов Лиор - один из немногих, кто категорически выступал против освобождения террористов.
"Освобождение террористов, как результат шантажа, является унизительной сделкой, а унижение Израиля - это осквернение Имени Вс-вышнего". (“Унижение Израиля - это осквернение Б-жьего Имени” [комментарий Раши, Йехезкель, 39])
В мае 2004 во время операции Кешет беАнан он опубликовал псак алаха допускавший "поражение при военных действиях гражданского как-бы 'невиновного' населения". Поскольку "закон нашей Торы – щадить и спасать наших солдат и наших граждан, и это истинная мораль Торы Израиля, не должно быть чувства вины, основанного на чуждой морали"
В 2008 после теракта в йешиве Мерказ аРав высказался рав Лиор по поводу стрельбы армии по точкам огня и поражения гражданского населения, сказав "нет в еврейской Галахе понятия внимания к невинному населению во время военных действий. Мы обороняемся, и тут нет вопроса. Понятно, что если во время военных действий надо прекратить огонь террористов, то допустимо поражение гражданских лиц – при условии отсутствия других возможностей"
Рав Лиор издал постановление - в Стране Израиля нельзя сдавать квартиры арабам и предоставлять им работу. Из-за опасности для жизни и их-за "бедняки твоего города - прежде" .
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments