ben_aryeh (ben_aryeh) wrote,
ben_aryeh
ben_aryeh

Categories:

К 70-ЛЕТИЮ РАЗГРОМА ЕВРЕЙСКОГО АНТИФАШИСТСКОГО КОМИТЕТА



ИЗ ПРОТОКОЛА ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА ЕВРЕЙСКОГО АНТИФАШИСТСКОГО КОМИТЕТА В СССР

7 июня 1948 г.
Присутствуют: тт. Фефер, Хайкин, Рабинович, Шимелиович, Шейнин, Квитко, Слепак, Новик.

Тов. Фефер.
Мы сегодня собрались, чтобы посоветоваться по поводу выступления ЕАК в связи с событиями в Палестине. Понятно, что мы не случайно носим это название. Мы — еврейский комитет, который представляет еврейскую советскую общественность. Мы не можем пройти мимо того, что там происходит. Нам ясно, что в массе арабских армий участвуют английские офицеры и гитлеровцы. Поэтому мы как еврейский комитет, как антифашистский комитет не можем соблюдать нейтралитет в этих делах. Это было бы вредно с различных точек зрения и с точки зрения нашего участия в политической жизни и помощи демократическим организациям. Понятно, что мы сегодня еще не можем определить своего отношения к государству Израиль. Некоторые члены правительства не внушают нам доверия.

…В связи с событиями в Палестине мы получаем много писем. Мы не должны плестись в хвосте этих настроений, но должны быть в курсе настроений. Разрешите огласить некоторые письма, которые мы получили от различных групп. Есть письма от студентов, военных врачей и т.д. Некоторые просто задают вопрос: товарищи, чего вы ждете?..
Получены различные предложения нашему комитету. Я говорю о них не для того, чтобы проголосовать за эти письма, некоторые из них очень несуразны, но мы должны быть в курсе этих настроений.
Некоторые письма ставят вопрос о сборе средств на оказание помощи борцам государства Израиль. Большая группа писем ставит вопрос о вооруженной помощи.
Авторы писем не понимают одной вещи, что когда выступает Громыко в Совете Безопасности, то он выступает не от своего имени, а от имени народа. Что же касается вооруженной помощи, то имеется и внушительное предложение, как, например, «от имени участников гражданской и Отечественной войн ...»
Некоторые письма свидетельствуют о том, что наряду со справедливым гневом по поводу агрессии имеются письма, написанные в духе буржуазного национализма.

Мы здесь упомянули только о небольшой части писем. О чем свидетельствуют эти письма? Они свидетельствуют о том, что авторы писем не отдают себе отчета ни об обстановке, ни о положении, ни о задачах нашей организации. Они не отдают себе отчета в том, что такое советский человек и какова роль советского человека, что такое советский патриотизм на всех этапах и при всех условиях. Говорить сегодня о посылке добровольцев в Палестину могут люди, не понимающие обстановки. …Люди считают, что сейчас происходит легализация того сионизма, который был нами осужден. Я считаю, что наша газета «Эйникайт» должна сыграть известную роль. Она должна опубликовать ряд статей, воспитывающих патриотизм, чтобы дать отпор вредным настроениям жителей города Жмеринки и им подобным.

Тов. Шимелиович.
То, что мы предприняли за этот период, весьма незначительно. У нас было заявление по поводу событий в Греции, напечатанное в «Правде», и после этого было хорошее обращение к президенту государства Израиль Вейцману и на этом, по сути говоря, мы остановились. Мне кажется, что члены президиума, если они не являются статистами, чувствуют, что они что-то должны сделать. Я был в комитете и имел беседу с бывшим военным разведчиком, который пришел в ЕАК предлагать свои услуги для Палестины. Я вынужден был вмешаться в эту беседу. У этого человека было совершенно неясное представление о том, что можно делать и чего нельзя делать. Но совершенно ясно, что все те письма, которые поступают в ЕАК и будут поступать, не могут получить от нас никакого письменного ответа и все предложения, которые делаются, совершенно неприемлемы в связи с тем, что люди не имеют представления о том, что посылка военных людей, добровольцев и т.д. не может производиться только нашим государством, что это приведет к развязыванию новой войны.
…Вот почему у меня тоже возникают мысли об обращении. Причем я думаю о двух обращениях — одно обращение ко всем еврейским прогрессивным организациям, можно будет послать такое обращение, чтобы мобилизовать еврейство, чтобы это обращение вылилось в определенные формы, в формы протеста против политики правительств Англии и Америки.
Поэтому у меня возникла мысль о том, что надо организовать встречу с теми прогрессивными деятелями, которые нам ближе. Может быть, нам надо встретиться с Голдбергом здесь, может быть, надо поехать в страны новой демократии, но что-то надо сделать….

Тов. Шейнин.
Мы тут заслушали много писем, прибывающих в адрес комитета. Было зачитано письмо и от граждан гор. Жмеринки*. На нем, на настроениях, которые выражены в этом письме, надо серьезно остановиться. Это вредные настроения, дискредитирующие нас, не только большевиков, но и советских граждан. Евреи здесь нашли свою родину, только в Советском Союзе они чувствуют себя равноправными гражданами. И вдруг получается письмо из Жмеринки от группы евреев, что они просят разрешения выехать к себе на родину, в Палестину. Ведь это неслыханная, возмутительная вещь. Надо бороться с такими настроениями. Надо крепко по ним ударить. Нужен ряд хороших крепких статей о советском патриотизме в газете «Эйникайт» и целый ряд брошюр по этому вопросу. Радиомитинг тоже очень уместен в этом отношении для отпора подобным настроениям. Я думаю, что наряду с этим надо провести разъяснительную работу по этому письму, ввиду того что люди не разбираются. В этом направлении надо провести разъяснения: тут нельзя говорить полным голосом, но между строк надо уметь так сказать, чтобы было понятно. Тут правильно говорили об обращении к демократическим организациям, об обращении к странам новой демократии. Это нам поможет, нашему общему делу. Это очень тонкая и деликатная вещь. Надо, чтобы наш голос услышали наши друзья. С другой стороны, мы должны показать всем тем, кто хочет потянуть нас в болото, что мы не пойдем за ними.

Тов. Рабинович.
В связи с палестинскими событиями перед нашей газетой стал вопрос о том, чтобы почаще печатать материал о том, что делается в Палестине и вокруг Палестины. Мы за это время дали ряд статей: статью т. Голдберга о Палестине, сейчас же после провозглашения еврейского государства была помещена статья т. Фефера, дали обзор военных действий полковника Фадеева, по отзывам наших читателей, неплохой обзор. В этом обзоре довольно подробно разбирается соотношение сил, о том, какие материальные возможности имеются у еврейской армии и у арабских армий. Статьи, которые дают ясную картину о том, что представляет театр военных действий в Палестине. В субботу нами была напечатана статья Маева — очень хорошая статья. Она называется «После резолюции Совета Безопасности». Там очень хорошо собраны все факты за последнее время, и ставятся точки над «и». Здесь направлен огонь против американской политики, подчеркивается, что американская политика ничем не отличается от английской политики. Мы договорились с рядом квалифицированных авторов из Генерального штаба и других авторитетных учреждений, с товарищами, которые занимаются вопросами Ближнего Востока. Они будут давать систематические обзоры военных действий и о событиях. С этой стороны у нас более или менее благополучно.

Нас сейчас волнует вопрос о том, как поступать с многочисленными письмами, которые приходят также на адрес редакции. Нами получено много писем. Так же, как и письма комитету, письма в наш адрес в большинстве своем правильно ставят вопрос. Дается правильная оценка позиций советского правительства. В письмах ставится вопрос о том, что нужно оказать помощь деньгами. Например, автор одного письма предлагает организовать подписку на заем. Он вычитал в газете, что в Палестине была подписка на заем. Многие предлагают свои сбережения на покупку одежды. Некоторые ставят вопрос о ходатайстве перед правительством о том, чтобы организовать помощь государству Израиль. Наряду с этим имеются письма антипатриотические, сугубо националистического характера. Я не хочу повторяться, тут Исаак Соломонович Фефер зачитал одно письмо. Я хочу процитировать одно письмо: «Мы, евреи СССР, не можем и не должны быть в роли посторонних наблюдателей происходящего и должны немедленно оказать посильную помощь людьми и средствами (так же, как это делали Минин и Пожарский), т.к. я не представляю себе другого отношения к евреям Палестины, хотя и являемся гражданами СССР, но каждому понятно, что на это мы смотрим как на явление временное (хотя оно продолжается уже много столетий). Гражд. Шерток это подчеркнул в своей ноте на имя т. Молотова, благодаря СССР от имени евреев всего мира. Он прав и в одном, и в другом...»

Перед нами стоит вопрос, что делать с этим письмом. У нас есть закон — на каждое письмо мы должны ответить автору. Авторы предлагают печатание их писем. Мы их печатать не можем, но мы должны отвечать авторам. Какие мы мероприятия проводим в редакции, чтобы дать должный политический отпор этим настроениям? Мы наметили тематический план. У нас завтра идет большая передовая статья — «Наша социалистическая родина». В этой статье говорится вообще о родине и 70-80 процентов говорится о том, что родина дала евреям. Пишется о нашей могучей социалистической родине. Это родина-мать для всех народов Советского Союза и является гордостью советских людей. Имеется еще статья, которую автор должен дополнить, «Национальная гордость советских людей», потом статьи «Моральный облик советского человека», «Великая сила советского патриотизма». Это все идет по линии пропаганды, по линии других материалов мы обсуждали на очередной летучке и решили, что надо во всех материалах усилить патриотический дух.

Тов. Шейнин.
Может быть, надо выпускать не только на еврейском, но и на русском языке?

Тов. Рабинович.
Газета выходит только на еврейском языке. В связи с событиями в Палестине нашу газету читают люди, не владеющие еврейским языком, конечно, с помощью товарищей. Нам часто звонят и спрашивают, почему в киосках нельзя достать «Эйникайт». Было предложение т. Квитко о том, чтобы печатать жгучие, пламенные стихотворения. Мы получили стихотворение от Пинчевского из Черновиц. Он его читал на городском собрании в Черновицах. Ему там сказали, что стихотворение не напечатают, а он послал его к нам в надежде, что его напечатают. Стихотворение посвящено Палестине и в некоторых строках недостойно советского писателя-патриота. Он себе представляет государство Израиль как свою родину. Ясное дело, что газета должна усилить патриотический дух, поднять роль родины в глазах наших читателей, которые этого не понимают. Письмо, о котором я говорю, пришло из «Правды» с препроводил кой о том, что ойо направляется в газету «Эйникайт».
Я думаю, что мероприятия президиума, в особенности в отношении радиомитинга, очень важны.
Ко мне в выходной день приходят делегации людей, знающих, что я работаю в редакции газеты «Эйникайт». Они думают, что я слышу радио «Голос Израиля». Нам надо усилить свою пропагандистскую работу.

Тов. Хайкин.
…Мы сейчас принимаем ряд мер к тому, чтобы усилить освещение жизни народов Советского Союза, ленинско-сталинской политики дружбы народов и положения в Еврейской автономной области, чтобы о положении советских евреев не умалчивалось и чтобы оно не исчезало со страниц прогрессивных зарубежных еврейских газет, тем более что такая опасность имеется.
Теперь несколько слов о газете «Эйникайт». Предложения т. Рабиновича правильные. Но мне кажется, что хотя статьи должны быть выдержаны в воспитательном духе, но не должно создаваться впечатление, что газета должна вести борьбу в пределах Советского Союза. Очень важна воспитательная направленность этих статей. Нужно дать ряд статей, в которых разъяснить, что вопрос не стоит о какой-то иммиграции; нужно показать, для каких слоев еврейского населения нужна Палестина — для ряда перемещенных лиц без гражданства, для тех евреев, которые находятся в лагерях английской и американской зон оккупации. Здесь имеются в виду жертвы фашизма, которые до сих пор находятся в лагерях.

Тов. Квитко.
Конечно, я считаю, что наши руководители так чудесно и хорошо разоблачили английских и американских дипломатов, что мы не можем с ними конкурировать. Удалось так разбить их, что мы лучше и не придумаем. Это самый лучший ответ и лучшее разоблачение поджигателей войны, наши дипломаты достаточно хорошо говорят. Но я придаю очень большое значение митингу, я не вижу другой формы выступления, кроме митинга. Мы не можем заткнуть рот тем, которые не понимают, что вокруг них делается. Ведь это самая настоящая истерия. Те элементы, которые притаились до сего времени, думают, что теперь можно легализоваться, выступать легально. Наш огонь должен быть направлен против них. Нас компрометирует то, что мы молчали до сих пор. Но сейчас самая важная задача нашей пропаганды — это обращение к нашему населению. Немало крови пролил советский народ, чтобы отстоять свою прекрасную родину. У нас есть чудесная советская родина.

Тов. Шимелиович.
Что делают американские власти и Жмеринский горсовет?

Тов. Квитко.
Самой главной задачей нашего митинга являются два адреса, куда мы направим наш огонь и силу нашего слова, — это еврейское население. Надо хорошо объяснить все наши задачи. Второй адрес, куда надо направить наш огонь, — это палестинским евреям-борцам, которые должны знать наше мнение, мнение общественности Советского Союза об этих событиях. Вот эти два адреса. Вместе с тем надо помнить о наших американских организациях, которые знают нашу точку зрения. Наши американские друзья прекрасно знают, что еврейский народ Европы и Америки не был бы в таком настроении, если бы не Советский Союз. Я считаю, что надо сказать всем евреям Советского Союза слова нашего отношения ко всем этим событиям, надо правильно растолковать эти события. Надо весь этот огонь направить по американскому и английскому империализму. По-моему, это прекрасно делают наши замечательные представители в ООН. А самое важное — это разъяснить некоторым нашим гражданам евреям, что наша родина находится здесь, в Советском Союзе.

Тов. Фефер.
Разрешите резюмировать обсуждение этого вопроса и набросать приблизительный проект решения. Я не вижу никаких разногласий по поводу этих вопросов. Есть ли у нас разногласия в составе президиума в смысле оценки ситуации в Палестине — нет таких разногласий. Есть ли у нас расхождения в смысле оценки англо-американского империализма в Палестине? Нет таких расхождений. Есть ли у нас расхождения в смысле оценки морального духа государства Израиль? Нет таких расхождений. Есть ли расхождения в смысле дальнейшей позиции? Нет таких расхождений. Все считают, что комитет должен выступить и сказать свое слово по поводу палестинских событий. Есть ли расхождения по поводу организации митинга? Нет таких расхождений. Все сходятся на том, что такой радиомитинг необходимо провести. Есть ли расхождения в смысле обращения? Принципиальных расхождений нет, есть отдельные нюансы. Конечно, мы будем советоваться по этому поводу, без совета мы ничего не делаем. Есть ли у нас расхождения в смысле политических установок нашего радиомитинга? Все сходятся на том, что радиомитинг должен явиться серьезным ударом по поджигателям войны. То, что происходит в Палестине, — это происходит по желанию англо-американского империализма.
…На радиомитинге надо выступить и сказать о роли советской страны в спасении еврейского народа, о роли Сталинской дружбы народов, о связи с великим русским народом. Одним словом, весь этот палестинский комплекс вопросов совершенно ясен, разногласий у нас нет.

Я предлагаю сейчас следующее:
1. Поставить вопрос перед инстанцией о созыве радиомитинга в Москве.
2. Считать целесообразным выступить с обращением к еврейским прогрессивным общественным организациям.
3. Поручить газете «Эйникайт» систематически освещать роль великой советской социалистической родины в деле борьбы за мир и безопасность, в деле спасения еврейского народа и в деле помощи демократическим народам всего мира в их борьбе за мир и независимость.
4. Считать целесообразным усилить борьбу в «Эйникайт» с националистическими настроениями и искажениями в понимании важного решения ООН.
Мы должны вести эту работу политически тонко, так, как нас учили это делать. Потом мы должны просить Бюро писателей о направлении бригады писателей в Жмеринку для устройства ряда литературных вечеров и надо договориться с Союзом советских писателей о проведении ряда литературных вечеров и о направлении писателей в Одессу, Житомир, Жмеринку и т.д.
Разрешите, я вам зачитаю письмо секретарю ЦК ВКП(б) т. Суслову о созыве радиомитинга (т. Фефер зачитывает письмо).
Какие имеются замечания по составу выступающих и по существу?

Тов. Шимелиович.
Надо сократить текст. Я бы не писал т. Суслову, что митинг должен помочь преодолению неверных настроений среди еврейского населения, я бы это совсем опустил.

Тов. Фефер.
Пройти мимо этого неудобно, просто неприлично. Известно, что такие настроения есть.

Тов. Шимелиович.
Надо написать, что нужно преодолеть неверные представления о посылке добровольцев и посылке оружия.

Тов. Фефер.
Мы не будем полемизировать с Жмеринкой. Надо будет написать, что радиомитинг должен рассеять неверные представления среди отдельных элементов еврейского населения, надо поставить вопрос о нашем выступлении и обращении к зарубежным прогрессивным организациям в связи с палестинскими событиями. Мы считали бы целесообразным посвятить этим событиям радиомитинг в Москве.

Тов. Квитко.
Мне не нравится фраза относительно новой волны симпатий к СССР.

Тов. Фефер.
Давайте опустим эту фразу.

Тов. Шимелиович.
Я бы не писал, что радиомитинг будет способствовать делу популяризации внешней политики Советского Союза.

Тов. Фефер.
Давайте говорить о составе выступающих. Заславский остается. Вместо Леонова надо поставить Симонова. Это звучит сильнее. Академик Волгин писал очень популярно против антисемитизма. Писатель Бергельсон должен выступить. Потом Полина Гельман — женщина и Герой Советского Союза. Мы умышленно не ставили в список ни Я.Крейзера, ни Д.Драгунского. Должен выступить И.Эренбург, он очень популярен, доктор Шимелиович, потом стахановец Метростроя Вениамин Катаманин, писатель Квитко и академик Тарле вместо Фрумкина. Академик Тарле очень популярен.

Тов. Рабинович.
У меня есть дополнения. Тут представлен комитет, а газета является органом комитета. Не целесообразно было бы включить редактора газеты?

Тов. Фефер.
По-моему, это роли не играет. Какое будет мнение относительно включения раввина Шлифера?

Тов. Хайкин.
Он мог бы сыграть большую роль, его выступление было бы важным в связи с некоторыми настроениями. Он — и главный раввин, и представитель московской общины. Предполагается, что митинг будет продолжаться два часа, не слишком ли это долго?
Советско-израильские отношения: Сборник документов. Т. I: 1941-1953. — М.: Междунар. отношения, 2000.

ЗАПИСКА ЗАМЕСТИТЕЛЯ ОТВЕТСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ ЕВРЕЙСКОГО АНТИФАШИСТСКОГО КОМИТЕТА В СССР Г.М.ХЕЙФЕЦА В ЦК ВКП(б)

18 мая 1948 г.
В. Срочно Секретно
В связи с событиями в Палестине в Еврейский антифашистский комитет обращаются по телефону и лично, поступают заявления об отправке в Палестину в качестве добровольцев «для участия в борьбе с агрессором и фашистами».
Заявители в большинстве выступают не только от своего имени, но и от своих товарищей по работе или учебе.

Большинство заявлений получено от студентов московских высших учебных заведений: юридического института, химического института, техникума иностранных языков, института химического машиностроения и других.
Имеются заявления от советских служащих — инженеров Стальпроекта и министерства вооружений и от офицеров Советской армии. Заявители мотивируют свои просьбы желанием помочь еврейскому народу в борьбе с английским агрессором в создании еврейского государства.
В ЕАК поступили также заявления об организации сбора средств на покупку вооружения.
За 17 и 18 мая в комитет лично обратилось свыше 20 человек.

Инженер Стальстроя Урман С.И., 52 лет, со своими двумя сыновьями (все участники Отечественной войны) желает «бороться против агрессора». Студент Анатоль Дун, по его словам, организовал значительную группу студентов московских высших учебных заведений, которые готовы немедленно выехать в Палестину «для борьбы с арабами».
Инженер танкостроитель (себя не назвал), участник гражданской и Отечественной войн, также готов выехать немедленно по первому требованию. Просит «срочно, пока не поздно, организовать еврейскую бригаду».
Студент Левин П.А. заявил, что 80 студентов Московского юридического института готовы к немедленному выезду в Палестину.
Студент Лейзернок М.Н. заявил, что он и 20 чел. товарищей, студентов Московского иностранного техникума, готовы выехать в Палестину для «участия в борьбе с фашистами».
Прилагаем копию письма, полученного почтой 18.05.48 г.
Заместитель ответственного секретаря ЕАК
Г.Хейфец
Советско-израильские отношения: Сборник документов. Т. I: 1941-1953. — М.: Междунар. отношения, 2000.


ЗАПИСКА СЕКРЕТАРИАТА ЕВРЕЙСКОГО АНТИФАШИСТСКОГО КОМИТЕТА В СССР В ЦК ВКП(б)

31 мая 1948 г. Секретно
Тов. Баранову Л.С.
Направляем Вам для сведения копии заявлений и писем, полученных Еврейским антифашистским комитетом в связи с событиями в Палестине.
Заместитель ответственного секретаря ЕАК
Г.Хейфец

Ставрополь, 23.05.48 г.
В Еврейский антифашистский комитет
тов. И.Феферу
Уважаемые товарищи!
Обращаюсь к вам с уверенностью, что выражаю мнение миллионов евреев — советских граждан.
В настоящий момент в нашей жизни произошло невиданное изменение: наше имя — еврей — поднялось на такую ступень, что мы стали равноправным народом. В настоящий момент маленькая горсточка евреев государства Израиль ведет напряженную борьбу против арабского нападения. Это также борьба против английской империи. Это борьба не только за независимое государство Израиль, но также за наше будущее, за демократию и справедливость.
Возникает вопрос: почему же мы стоим в стороне и не принимаем участия в справедливой борьбе наших братьев, героически борющихся против многочисленного врага!
Обращаюсь к вам, представителям советских евреев. Примите все меры для создания добровольческого легиона евреев — советских граждан под лозунгом: за демократическое государство в еврейской стране Израиль.
Уверен, что этот призыв объединит много тысяч евреев, бывших воинов советской армии. Также верю, что наше советское правительство — защитник всех угнетенных народов — положительно отнесется к нашему мнению.
Не думайте, что вы имеете дело с сионистом. Я не сионист, а бывший член коммунистической партии Западной Украины и политический арестант бывшей Польши.
Надеюсь, что мое письмо не будет одиночным.
Наш призыв — спасите, пока не поздно. Прошу ответа.
С тов. приветом Арон Перльмутер.
Мой адрес:
г. Ставрополь н/Кавказе, ул. Коминтерна, 4, кв. 44.

Уважаемый тов. Фефер!
В сердце Великого Сталина и его друга Вячеслава Михайловича Молотова нашла место забота и о нашем обездоленном народе. Я не могу передать словами чувства глубочайшей признательности гению человечества — родному, дорогому Иосифу Виссарионовичу Сталину за поддержку, оказанную им вновь организованному государству Израиль.
Гордость за свою родину — СССР и коммунистическую партию, членом которой я состою, заполнили всего. Советский Союз еще раз доказал всему миру, что он является наиболее последовательным защитником всех угнетенных. И верю в то, что веками преследуемый, уничтожаемый, распыленный по всему миру еврейский народ станет таким же свободным и счастливым, какими являются все народы СССР. Верю в то, что еврейское государство Израиль не погибнет, а устоит в борьбе с английскими империалистами и их наемниками. Я хочу помочь евреям, сражающимся с интервентами, и прошу Вас сообщить мне, разрешены ли посылки добровольцев в еврейскую армию. Если этот вопрос еще не решен, то нужно просить правительство разрешить организацию корпуса добровольцев-евреев. Мы не можем сидеть сложа руки, когда наши братья по крови гибнут в неравном бою.
Мой адрес:
г.Киев, Прозоровская ул., № 33, кв.71.
Капитан запаса Советской Армии, Серпер Абрам Михайлович.

В Еврейский антифашистский комитет
тов. Оренбургу И.Г.
Мы, группа советских граждан еврейской национальности, обращаемся к Вам как к одному из руководителей Еврейского антифашистского комитета — органа, представляющего еврейскую общественность в Советском Союзе, со следующим заявлением:
Как евреи и как граждане Советского Союза мы не можем оставаться равнодушными к событиям в Палестине. Это объясняется не только вполне понятными и законными чувствами симпатии к нашим однокровным братьям в Палестине, борющимся за свое право на национальное существование. Это объясняется также нашими чувствами советских людей, чувствами симпатии по отношению к освободительной борьбе угнетенного народа, направленной против империализма. Борьба еврейского народа в Палестине в целом является именно такой борьбой, несмотря на различие классовых и идеологических группировок, участвующих в этой борьбе. Эта борьба является также составной частью борьбы за демократию и мир, которая ведется демократическими силами во всем мире.
Еврейское государство в Палестине, недавно провозглашенное и признанное Советским Союзом и США, подвергается агрессии со стороны арабских стран, состоящих в соглашении с британским правительством. Эта агрессия является незаконным вмешательством во внутренние дела Палестины и одновременно грубым игнорированием решения о разделе Палестины, принятого Советом Безопасности ООН, причем эти действия совершаются странами, являющимися членами Организации Объединенных Наций.
В связи с этим мы просим Еврейский антифашистский комитет от лица всей советской еврейской общественности поднять свой голос в защиту законных прав еврейского народа, против нарушения международных обязательств, против агрессии и интервенции.
Уже сейчас ясно, что дальнейшее продвижение арабских войск сопровождается и будет сопровождаться актами насилия и террора, массовыми убийствами мирного населения. Сообщения о бомбардировках Тель-Авива и об истреблении арабами всего населения захваченной ими еврейской деревни — вот первые сведения, которые, несомненно, не будут последними. Массовый террор, истребление мирного населения, убийства стариков, женщин и детей — эти действия всегда были оружием реакционных сил в борьбе против демократических и национально-освободительных движений, оружием империализма. Известно также, что в арабских вооруженных силах участвуют наемные отряды, составленные из эсэсовских палачей.
Мы не можем примириться с тем, чтобы в Палестине, хотя бы и в меньших масштабах, повторилась трагедия еврейского народа в минувшей войне. Мы просим Еврейский антифашистский комитет поднять голос протеста против нового массового истребления наших единокровных братьев.
Письмо подписало 16 человек.

Еврейскому антифашистскому комитету в СССР
Уважаемые товарищи!
В Палестине арабы напали на невинных евреев и льется невинная кровь. Это дело рук фашистов Англии и других капиталистических стран, ищущих пути к власти и продолжающих гитлеровскую политику истребления нашего народа.
Нам, евреям — гражданам Советского Союза, нельзя оставаться равнодушными к этим событиям.
Одной моральной поддержки мало. Нужно организовать широкую кампанию по оказанию материальной помощи нашим борющимся братьям. Необходимо получить разрешение правительства, чтобы евреи, желающие с оружием в руках помогать нашим братьям, имели возможность это сделать.
Предлагаю следующее:
1. Чтобы Еврейский антифашистский комитет обратился от имени евреев — советских граждан к правительству с просьбой разрешить ему собирать деньги и другие материальные ценности для воюющих евреев Палестины;
2. Разрешить лицам, желающим с оружием в руках помогать нашим борющимся братьям, поехать в Палестину для вступления в армию;
3. Разрешить покупку и отправку еврейскому правительству оружия и других военных принадлежностей;
4. Во всех городах и районах Советского Союза создать отделения антифашистского комитета, которые приступили бы к реализации этого предложения.
К великому сожалению, я инвалид мировой войны и состояние здоровья мне не позволяет участвовать в борьбе. Однако я готов сделать все, что в моих силах. Я отдаю свой месячный заработок в размере 700 рублей и призываю всех евреев Советского Союза последовать примеру и помочь борющимся евреям, чем только можно.
Поспешите, товарищи, с помощью, чтобы не было слишком поздно. Не давайте воспламениться огню — тушить нужно с первой минуты.
Не допускайте, чтобы фашизм нашел возможность расти — нужно немедленно пересечь ему дорогу.
За свободу всех народов!
Смерть черной реакции!
Зельман Тойвич
г.Свердловск, ул. Пушкинская, 2, кв. 2.

В Еврейский антифашистский комитет
ОБРАЩЕНИЕ
Вероломная политика английского империализма, политика разжигания розни между народами привела к новой кровавой бойне на Ближнем Востоке. Еврейский народ, понесший во второй мировой войне огромные жертвы, заслужил право иметь свое собственное суверенное государство. Несмотря на это, блок арабских государств, подстрекаемый, руководимый и поддерживаемый Англией, напал на вновь созданное еврейское государство, служа лишь орудием империалистической политики Англии на Ближнем Востоке. Верный своим принципам защиты прав малых наций на самоопределение, Советский Союз с самого начала занял твердую позицию в поддержке законных прав еврейского народа и официально признал государство Израиль. Арабские банды не останавливаются перед массовым убийством мирных жителей, бомбят мирные колонии, истребляют население на захваченной территории, как это было в колонии Дангур.
Обращаясь с этим письмом в Еврейский антифашистский комитет, мы выражаем свое глубокое возмущение и негодование наглым актом агрессии империалистического блока в отношении государства, предложившего всем арабским странам мирное сотрудничество. Мы думаем, что выражаем мнение не только подписавших это письмо, но и всех евреев как Ленинграда, так и всего Советского Союза.
Мы просим Еврейский антифашистский комитет немедленно начать деятельную кампанию по оказанию помощи еврейскому государству.
Мы предлагаем начать сбор средств для помощи еврейскому народу Палестины, борющемуся с агрессией.
Письмо подписали 21 человек.
Ввиду недостатка времени не все желающие расписаться здесь расписались. Желающих насчитывается очень много. Просим ответить через «Эйникайт».
19.05.48 г.
Ленинград.

Президиуму Еврейского антифашистского комитета
в Советском Союзе
Последние события в Палестине взволновали общественное мнение всего мира. Прогрессивное человечество с большим вниманием следит за борьбой молодого государства.
Государство Израиль было создано евреями Палестины на основании решения Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 г. Это решение было принято при активной поддержке советской делегации и делегаций стран новой демократии.
В день провозглашения независимости армии шести стран, вооруженные на английские и американские деньги американским оружием, вторглись в Израиль вопреки решению Генеральной Ассамблеи ООН. В рядах арабских армий находятся немецкие фашисты, польские реакционеры из армии Андерса, испанские фалангисты.
Еврейский народ испытал во время войны все ужасы нацистских злодеяний. Около шести миллионов евреев погибли в концентрационных лагерях — лагерях и гетто.
Все прогрессивное человечество считает, что после всех лишений и несчастий евреи имеют право на создание национального независимого государства. Это мнение было высказано представителем СССР в ООН т. Громыко, а также и рядом прогрессивных деятелей других стран.
Однако это предложение не находит поддержки со стороны правительств Англии и США. Хотя США и признали новое государство Израиль, они вместе с Англией не прекращают свои темные закулисные махинации в арабских странах, разжигая национальную рознь между евреями и арабами. Кровавые события в Израиле, так же как и расстрелы борцов сопротивления в Греции и преследования демократических организаций в Южной Корее и в Западной Германии, являются частью реакционной политики англо-американских империалистов.
Советские евреи с большим вниманием следят за событиями, происходящими в Израиле.
Нас интересует позиция Еврейского антифашистского комитета в отношении событий в Израиле. Нас интересует, какие конкретные меры предполагает принять Еврейский антифашистский комитет для оказания помощи Израилю в его борьбе со ставленниками англо-американского империализма. Мы просим Еврейский антифашистский комитет выступить в центральной печати с протестом против вторжения армий арабских государств з Израиль.
Студенты ленинградских ВУЗов
17 мая 1948 г. Ленинград
Подписи
(под этим заявлением подписалось 36 человек)

Советско-израильские отношения: Сборник документов. Т. I: 1941-1953. — М.: Междунар. отношения, 2000.


*Еврейское население Украины, как и всего Советского Союза, восторженно восприняло провозглашение государства Израиль. Однако, большинство не делало из этого факта какого-либо практического вывода для себя. Определенная часть еврейского населения готова была на время поехать в Палестину, чтобы помочь молодому еврейскому государству отразить интервенцию арабских стран. И лишь незначительная часть евреев была готова в то время репатриироваться из СССР в Израиль. Такова истина, и это верно отражено в секретных донесениях от 30 мая и 2 июня 1948 г. министра государственной безопасности УССР. Но не было и не могло быть в мае 1948 года в небольшом украинском городке Жмеринка собрания, на котором бы несколько сот евреев свободно обсудили бы обращение к советскому правительству с просьбой разрешить всем жмеринским евреям выехать на свою историческую родину и поручили бы нескольким из собравшихся написать соответствующее письмо в редакцию газеты «Правда».
Тем не менее, в конце мая или в начале июня 1948 года машинописная копия такого письма была прислана в Президиум Еврейского антифашистского комитета (ЕАК) из редакции газеты «Правда». Она заканчивалась словами: «Письмо обсуждали более пятисот человек. Подписали по поручению: (девять подписей)».

http://www.berkovich-zametki.com/Nomer19/Volf1.htm
Subscribe

  • Как Михаэль Дорфман опубликовался в России, а евреи произошли от славян. Евгений Мороз.

    Михаэль (в прошлом — Михаил Борисович) Дорфман — исключительно плодовитый публицист, проживающий ныне в США. Всеведущая Википедия сообщает, что перу…

  • ПОЕЗДКА К РЕБЕ

    О повседневной жизни хасидов, насыщенной и колоритной, мы рассказываем гораздо реже, чем о хасидской философии. Главное событие в жизни хасида, как в…

  • ЯФФО

    18 апреля 2021 на раввина Элияу Мали, Главу яффской йешивы "Шират Моше" и на директора этой йешивы Моше Шендовича в Яффо напали арабы. Раввин и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments